Курсовые мероприятия

Межкурсовые мероприятия

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
ТРКМЧП КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЦОР

Чабан Мария Александровна

студент факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, Россия

Храмова Марина Викторовна

к.п.н., кафедра информационных систем и технологий в обучении Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

  • В работе представлены подходы к использованию образовательных технологий. На примере технологии развития критического мышления через чтение и письмо рассмотрено применение методического приема «Fishbone» в базовом курсе Информатики.
  • The paper presents approaches to the use of educational technologies. For example, technology of critical thinking development via reading and writing, considered applications of the methodical reception «Fishbone» in the basic Informatics course.
  • Жұмыста ұсынылған көзқарастар білім беру технологияларын қолдану. Мысалында технологиясы сын тұрғысынан ойлауды дамыту оқу мен жазу арқылы қаралды қолдану әдістемелік қабылдау «Fishbone» базалық Информатика курсында.
  • Түйін сөздер: білім беру технологиялары, педагогикалық технологиялар теориясы, сыни тұрғыдан ойлауды дамыту оқу мен жазу арқылы, сын тұрғысынан ойлау
  • Ключевые слова: образовательные технологии, педагогические технологии, теория развития критического мышления через чтение и письмо, критическое мышление, ЦОР
  • Keywords: educational technology, educational technology, theory of critical thinking development via reading and writing, critical thinking

Современное образование характеризуется процессом смены парадигм – переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Поэтому в настоящее время современная педагогика переживает целый ряд кризисных явлений, связанных с изменением целей образования, введением ФГОС и включением в педагогический процесс образовательных технологий. Технологии стали активно использоваться современными педагогами в процессе обучения и воспитания. Информатизация образования, насыщенность информацией, технологичность учебного процесса привели к тому, что технологии в учебном процессе уже не воспринимаются как нечто чужеродное, незнакомое. Современная педагогика уже немыслима без применения технологий на разных уровнях.

На сегодняшний день неотъемлемая часть процесса обучения это – информационные технологии. Без использования современных средств информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Роль ИКТ в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.

ИКТ, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно – образовательной средой (ИОС). ИОС  образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): ИКТ-оборудование, компьютеры, систему современных педагогических технологий (ПТ), обеспечивающих обучение в современной ИОС.

В связи с этим, в новых условиях на учителя информатики возлагаются дополнительные задачи, поскольку использование ИКТ подразумевается на всех остальных предметах [1, 2].

Курс информатики имеет метапредметный характер, так как основные понятия и умения, изучаемые в рамках данного курса, являются метапредметными.

Внедрение новых средств ИКТ – это переход к современному уроку. Они позволяют исключить однообразие процесса обучения, создает условия для смены видов деятельности учащихся [3].

Создавая и используя ЦОР, учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, где отстать означает потеряться в информационном обществе.

ЦОР не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Они хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Это один из основных плюсов, ведь накапливая с годами ЦОР, структурируя их, учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения.

Пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит организовать быстрый и доступный поиск, выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

Таким образом, использование ЦОР позволяет заинтересовать детей путём яркого, наглядного представления материала; привлечь учащихся к созданию собственных ЦОР при выполнении проектов, осуществлять объективный контроль над уровнем успеваемости учащихся.

В литературе описаны примеры образовательных технологий. Например, в монографии «Энциклопедия педагогических технологий», Г.К. Селевко [4], приведено несколько определений образовательной технологии:

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология – организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

Каждое из этих определений удовлетворяет таким критериям технологичности, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса.

Педагоги готовы использовать технологии, но когда речь заходит о практическом применении в процессе обучения, всплывают различные вопросы: как применять, соответствуют ли тому или иному возрасту, насколько эффективны касаемо конкретного предмета.

Информатика, являясь современной школьной дисциплиной, использует образовательные технологии на основе ИКТ, а также в процессе её преподавания реализуются межпредметные связи в ходе проектной деятельности.

Однако, говоря о формировании метапредметных результатах обучения, большинство педагогов особенно акцентируют внимание на умение работать с информацией.

Таким образом, мы предположили, что в ходе преподавания информатики, возможно, стоит более активно использовать технологии работы с информацией. В качестве таковой была выбрана технологии, не характерная для уроков информатики – теория развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

ТРКМЧП получила свое развитие в системе российского образования с 1997 года. Ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Структура технологии РКМ посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Критическое мышление понимается в этом случае как естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Вырабатывается необходимое умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Иными словами, главная цель технологии РКМЧП – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно [3].

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая помогает учащимся работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

ТРКМ позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний.

Одним из приемов ТРКМЧП является – «Fishbone». «Fishbone» направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. [5]

В основе Fishbone лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Метод Fishbone может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Как известно любая проблема начинается с «головы». Помещаем нашу проблему в «голову». На верхних «косточках» записываются формулировки причин, на нижних – факты, подтверждающие, что данные причины существуют. Хвост рыбы – вывод.

При решении проблемы необходимо найти или выделить причинно-следственные связи.

В работе мы выбрали тему для 9-10 класса, на базовом уровне. Обучающимся предлагается обсудить проблему использования Интернета в обществе. Обсуждение данной проблемы возможно как при изучении темы «Компьютерные сети», так и при изучении темы «Социальная информатика». Итоговый результат представлен на рисунке 1.

Рис.1 Fishbone по теме «Компьютерные сети»

На внеклассном мероприятии с обучающимися обсуждалась тема «Дистанционное образования в России». В ходе дискуссии школьники смогли выявить «за» и «против». По итогам мероприятия была составлена схема «Fishbone», рисунок 2.

Рис. 2 Дистанционное обучение

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель задает не только определенную логику построение урока/занятия, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии.

В век динамических изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология РКМЧП акцентирует внимание на личносто-ориентированном подходе в обучении. Отличной чертой этой технологии является более высокий уровень восприятия знаний, их структуризация, рождение новых идей, поиск альтернативных решений проблем.

ТРКМЧП позволяет овладеть законами использования знаний, открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию последовательного интереса учащихся, несет элементы творческого подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельной и творческой активности.

На многих уроках нам приходится работать с текстами, порой не всегда интересными. В связи с этим, ТРКМЧП становится весьма актуальной технологией не только на занятиях по «Информатике», но и во всем образовательном процессе. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают учащимся сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.

Рис. 3 Составляющие современного образования

Все эти составляющие (рисунок 3), по нашему мнению, должны привести к повышению уровня заинтересованности учащихся к изучению предмета и, как следствие, к повышению уровня успеваемости.

Список использованных источников

  1. Храмова М.В., Чабан М.А. Образовательные технологии при обучении информатике в условиях ФГОС ООО // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 12-2. С. 53-57.
  2. Чванова М.С., Храмова М.В. Организация проектной деятельности в системе открытого образования // Педагогическая информатика. 2012. № 4. С. 47-57.
  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.:КАРО, 2014. – 176с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  5. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения 02.03.2016)
 

Комментарии 

 
0 #1 Динара Жумагалиева 2016-04-14 21:27 Уважаемые коллеги, Марина Викторовна и Мария Александровна, благодарим вас за участие в конференции! Ваша статья дает возможность сделать экскурс по общему представлению о цифровых образовательных ресурсах и образовательных технологиях. Особый интерес вызвал описанный вами методический прием «Fishbone», используемый в базовом курсе Информатики. Акцент на технологию развития критического мышления через чтение и письмо – актуален, т.к. во многих педагогических кругах критическое мышление и умение решать проблемы все чаще причисляют к навыкам 21 века. Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.