НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ |
Карасаева Алия Акимжановна воспитатель ГККП «Ясли-сад №24 «Солнышко» Западно-Казахстанская область, г. Уральск В современных условиях реформирования национальной системы образования РК особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Я являюсь одним из педагогов-наставников молодого специалиста. В работе использую системный подход по повышению профессиональной компетентности молодого педагога, что позволяет быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Мною, как педагогом-наставником, были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом. Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи: 1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя. Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определили совместный план деятельности начинающего педагога с наставником. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Нашу работу я выстроила в три этапа: 1й этап – адаптационный. Определяется круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляются недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Работа строилась с учетом основных аспектов:
Разработаны индивидуальные планы профессионального становления:
Процесс повышения профессионализма молодого специалиста строился с учётом следующих факторов:
На "адаптационном" этапе приступая к работе с молодым педагогом, я обращаю внимание на:
Кроме того, стараюсь обеспечивать поддержку молодого педагога в области:
Я исходила из того, что профессиональное становление молодого воспитателя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Затем определялась совместная программа работы начинающего воспитателя с наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. На "проектировочном" этапе мною в зависимости от цели определялась форма методической работы. Разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлены следующие приоритетные направления:
– формирование информационной культуры молодого специалиста. В плане профессионального становления и развития молодого специалиста мы определили следующие направления: 1.Совместная работа наставника и молодого специалиста. Были изучены ГОСДВО, методические рекомендации, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль ИКТ в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 2.Совместно-разделённая деятельность наставника и молодого специалиста. Мы исследовали системно-деятельностный подход к процессу воспитания и обучения, что помогло понять молодому специалисту целесообразность и необходимость разработки циклограммы организации жизни и воспитания детей. На данном этапе большую эффективность, по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением ОУД), имеют новые нетрадиционные формы работы: творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей ОУД, презентация себя как воспитателя, ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом я обратила, конечно, на использование в организованной учебной деятельности современных образовательных технологий. Реализуя метод проекта, мы используем прием создания проблемных ситуаций, часто с применением ИКТ. В наших условиях главная идея любого проекта – развитие личности ребёнка при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности, когда хорошо просматривается связь между освоением знаний и практическим их применением. Важен и тот факт, что в основе нашей совместной деятельности лежит мотивация обеих сторон, а значит, любая идея с той или с другой стороны находит быстрое решение, главное, уметь выстроить диалог. По этому поводу М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения». Мои усилия, как наставника были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. В результате на третьем этапе нашей совместной деятельности я выяснила, что совместная работа способствовала поддержанию высокой степени мотивации, в коллективе молодой воспитатель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Всё это стало стимулом для молодого педагога в самосовершенствовании, способствовало его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми воспитателями позволяет педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, повышать профессиональную компетентность.
Литература:
|
Пікірлер